Новичку полезно

  • А знаете ли вы что?

    - rudvs знает всё о твоих желаниях!


KolibriOS

Теги: KolibriOS, MenuetOS, GPL

Введение

Здравствуйте, в данной статье мы поговорим о об очень интересной операционной системе которая носит название KolibriOS. Поговорим о ее преимуществах и недостатках, что из себя представляет данная операционная система и где стоит ей пользоваться.

Перед тем как мы будем входить в курс дела, хочу высказать свое личное мнение по поводу данной операционной системы. Если бы к этой горстке амбициозных людей присоединилось бы еще человек 100, то мы бы могли пользоваться очень хорошей операционной системой, в которой бы не было всего того зла которое вы ведете в наиболее распространенных операционных системах.

История

KolibriOS– это ответвление операционной систему fork очень даже популярной в России 32-битной операционной системы MenuetOS. Операционная система MenuetOS изначально была искусственно разведена на две ветки: открытую для 32-битных процессоров и закрытую для 64-битных. Такого искусственного разветвления не существует в KolibriOS, которая работает на 32- и 64-битных процессорах. KolibriOS распространяется согласно лицензии GPL, как и Menuet32.
Если даже попытаться описать в кратком виде историю KolibriOS нельзя не упомянуть предшествовавшие ее появлению события, тем более что они довольно интересны.

В старые былые временя, во второй половине 1990-х годов один из финских студентов Вилле Турьянмаа писал графическую оболочку для DOS. В его мечтах были цели, чтобы его программы на Pascal могли выполняться в многозадачном защищенном режиме и имели оконный графический интерфейс. Данная оболочка носила название MultiRun Program for IBM-PC. Ну, как обычно все это бывает, программа как бы не заметно обрастала различными возможностями и со временем превратилась в полне сносную операционную систему которой DOS уже не требовалось (ну, как всегда это у программистов бывает, хотели написать программу а получилась операционная система =) )которая запускалась с дискеты. Первоначально данная операционная система носила название MrOS, а объем ее исходных текстов на Pascal составлял не много не мало 25 тысяч строк. В тот дистрибутив входили несколько десятков программ таких как часы, проигрыватель AudioCD, игры, синтезатор пианино, регулятор громкости и многие другие... В последних версиях велась работа над загрузчиком исполняемых файлов формата ELF, но тут откуда не возьмись, наступил миллениум, и тут как не странно программисты всего мира начали говорить о Java, XML, скриптовых языках и прочих технологиях.

Вилле был замешательстве и понял, что его 16-битная ОС устарела и в ней немедленно требуется что-то менять. Но на самом деле Вилле, не нравилось медленное выполнение программ, которые были написано на интерпретируемых языках, наличие прослоек между программой и железом выводило его из себя. Он решил написать самое быстрое ядро в мире, и решил воспользоваться могущественным языком программирования ассемблер. Ммм да, такое радикальное изменение курса вызвало недоумение у его соратника по MrOS. Ян-Микаэль Брюммер начал проект Unix-подобной TabOS, хотя в дальнейшем он написал немного кода и для MenuetOS.

Через некоторое время был выпущен первый релиз операционной системы MenuetOS 0.01. Данное название было придумано еще во времена MrOS, но Вилле приберег его для новой операционной системы. Оно берет свое начало от слов Menu и Menuet, поскольку использованием операционной системы должно быть простым (как работа с меню программ) и веселым занятием. В те времена она разрабатывалась еще с помощью ассемблера Nasm и ее интерфейс имел сходство с операционной системой MrOS. Некоторые части интерфейса из операционной системы MrOS (иконка готической буквы M и рисунок розы на экране завершения работы) использовались в MenuetOS несколько лет. Сообщество разработчиков MenuetOS было очень маленьким но, все началось 5 сентября 2001 года, когда было опубликовано интервью на сайте OSNews. Операционная система с графическим интерфейсом, написанная на ассемблере и влезающая на дискету, – подобного мир не видел с начала 1990-х годов. Люди загружали эту ОС, разносили весть о ней по форумам, создавали посвященные ей сайты. Отметим, что российские сайты были сделаны буквально через неделю после интервью. События 11 сентября 2001 года отвлекли внимание от MenuetOS, но развитие продолжалось.

MenuetOS была еще сырым проектом, и в ней многого недоставало. К Вилле стали присоединяться разработчики. В начале 2002 года был портирован ассемблер FASM, и стало возможным компилировать ядро и программы прямо в MenuetOS.

Осенью 2004 года Иван Поддубный выпустил 3 беты дистрибутива RE#8 (Russian Edition), которые включили в себя новую подсистему отрисовки GUI и плеер wav-файлов для материнских плат со встроенным звуком. В это время Майк Хиббет оказался слишком занят на работе и вернул руководство Вилле в конце декабря.
Весной 2005 года Иван Поддубный выложил ядро, размер которого был уменьшен на 20% по сравнению с официальным при большей функциональности. Это ядро легло в основу дистрибутивов Kolibri 3 и Kolibri 3 SE, представивших улучшенный интерфейс пользователя (минимизацию окон и модифицированная панель задач), расширение набора системных функций и поддержку формата rtf.
В это время встал вопрос о лидере проекта. Вилле был занят развитием Menuet64 и не мог выпускать дистрибутивы, поэтому он предложил Ярослава Пельчара на роль лидера. После споров по ряду вопросов (почему Си-программист становится лидером ОС на ассемблере, почему разработчики из русскоязычного сообщества не могут претендовать на роль лидера) он был утвержден форумом. Все возлагали на него большие надежды после выпущенного им релиза 0.79pre1 и проведенного конкурса по написанию новых игр. Но он перешел в сообщество операционной системы Syllable через несколько месяцев.
Выпущенный в июне дистрибутив Kolibri 4 принес автоматическое определение мыши и дисков/разделов ЖД, а также новый загрузочный экран, позволяющий выбирать частоту вертикальной развертки монитора.

В июне 2005 года вышла Menuet64 0.01 и Вилле дал понять, что развитие этой операционной системы должно быть основной целью не только для него, но и для всего сообщества (хотя в то время 64-битных компьютеров ни у кого кроме него не было). Исходные тексты Menuet64 были закрыты, поэтому ведущих программистов сообщества Menuet32 она не привлекла. Была продолжена работа над дистрибутивом Kolibri. Развитие Kolibri раздражало Вилле, и он поругался с командой, что привело к разрыву отношений.
Выход очередной версии Kolibri в октябре 2005 года стал знаковым: поддержка FAT12 и менеджмент памяти, улучшенный драйвер RAM-диска и новая семантика обращения к жестким дискам. Различие между ядром Kolibri и MenuetOS достигло 50% – признак того, что родилась новая операционная система! Эта версия получила название KolibriOS 0.50 в знак сохранения преемственности от дистрибутива Kolibri.
Изменения в версиях 0.52 и 0.53 касались улучшения загрузочного экрана, вывода шрифтов на экран, обработки мыши, графического интерфейса операционной системы. Появилась поддержка MIDI-файлов. В версии 0.58 (скрин) были серьезные изменения в работе с жесткими дисками (в том числе поддержка длинных имен файлов), появилась поддержка файловой системы CDFS и стандарта управления питанием APM. В версию 0.60 были включены улучшения работы в некоторых графических режимах, в работе с мышью и жесткими дисками, в ней также появилась поддержка вывода ASCIIZ-строк. Выход KolibriOS 0.63 был связан с внедрением поддержки внешних драйверов и динамических библиотек, поддержкой DMA для жестких дисков и формата музыкальных файлов mp3. В последний на текущий момент релиз 0.65 включена поддержка файловой системы NTFS (только чтение и запуск программ), нестандартных курсоров мыши и изменения в нескольких десятках программ.

Летом 2007 года было переписано ядро на использование плоской модели памяти с целью ускорения работы и стабильности приложений. Это изменение привело к невозможности запускать программы Menuet32 в KolibriOS, в этом мало что потерялось, поскольку Menuet32 практически не развивается.

Уже положено начало единой библиотеке элементов графического интерфейса, что ускорит разработку новых программ и их функциональность. В планах разработчиков: поддержка нормальных шрифтов; улучшение мультимедийных, офисных и сетевых программ; портирование компилятора языка C (уже есть наработки по Tiny C Compiler и Open Watcom); расширение функциональности в работе с файловыми системами; создание системного буфера обмена; поддержка USB.

Характеристики

Первое с чего бы хотелось начать, с того, что похвалить авторов за их труд, так как писать операционную систему на чистом ассемблере, для этого нужно иметь очень сильный характер, именно по этому во введении я упомянул, что для разработки необходимо еще как минимум 100 человек. Какие же преимущества в том, что данная операционная система написана на чистом ассемблере? Преимуществ уйма, первое самое главное то, что данная операционная система является самой производительной не постесняюсь сказать в мире. На самом гнилом компьютере мне удалось ее запустить и запуск занял всего лишь 3 секунды, вы представляете какая скорость? Для ее запуска необходимо всего 8 мегабайт оперативной памяти, что является рекордным для операционной систему которая запускается из под GUI, даже Linux запускаясь чисто с текстового режима без какой либо графики требует 16 мегабайт оперативной памяти. Не правда ли достойна восхищения и похвалы?

Вторым плюсом является очень маленький вес, данная операционная система вполне может запускаться с обычной дискеты, ее размер составляет 2.24 мегабайта. И замете данная операционная система запускается с дискеты и работает быстрее других.

Третьим плюсом является то, что ее не нужно устанавливать, она легко запускается как уже говорилось выше с дискеты, флешки, или диска.

Ну, а теперь давайте перечислим особенности KolibriOS:

· Множество вариантов загрузки, в том числе с NTFS-раздела. Также возможна загрузка прямо из Microsoft Windows (при этом Windows, конечно, завершается), не требующая установки системы,

· GUI на основе VESA. Возможность увеличения частоты монитора за счет уменьшения разрешения,

· Среда разработки: редактор, макро-ассемблер (fasm) для сборки ядра и приложений,

· Поддержка TCP/IP-стека и некоторых сетевых карт,

· Основной дистрибутив помещается на одной 3,5" дискете,

· Для запуска достаточно 8 мегабайт оперативной памяти,

· Вытесняющая многозадачность, возможность создания потоков, параллельное исполнение системных вызовов,

· Страничная адресация,

· Поддержка файловых систем FAT12, FAT16, FAT32, NTFS (только чтение), ISO 9660 (в том числе мультисессию), в ночных сборках тестируется поддержка Ext2, Ext3,

· Поддержка звукового кодека AC'97 для чипсетов Intel, nForce, nForce2, nForce3, nForce4,

· SIS7012, FM801, VT8233, VT8233C, VT8235, VT8237, VT8237R, VT8237R Plus и EMU10K1X,

· Поддержка USB (uhci-контроллер),

· Поддержка воспроизведения Audio CD и DVD-дисков,

· Высокая отказоустойчивость, пониженное потребление электроэнергии системой,

· Частично портированы такие программы как DosBox, эмулятор NES, Spectrum, игры Quake,

· Doom, Косилка и другие.

Для KolibriOS разработано более 250 программ. Конечно, это немного в сравнении с такими известными операционными системами которые уже стали стандартом у обычных пользователей так как, разработка этих операционных система началась еще в далеких 80-90-х годах такие операционные системы как Windows, Linux, BeOS, *BSD, но отсутствие программ в данной операционной системе даже привлекает большинство разработчиков из-за отсутствия мощной конкуренции которая имеется в выше перечисленных операционных системах. Мотивацией служит возможность попробовать свои способности в деле, в стремительно развивающемся проекте и внести свой вклад и не остаться не замеченным. Благодаря порфированому DOSBox возможно запускать еще тысячи программ, написанных для DOS.

К сожалению офисных программ очень мало, так, что стоит пока ограничить свое написание различных отчетов и создание презентаций в приевшихся и уже развитых операционных системах, но вот текстовый редактор такой как TINYPAD является довольно продвинутым (многодокументный интерфейс, смена кодировки, подсветка синтаксиса, нумерация строк, компиляция исходных текстов прямо из редактора) в сравнении с аналогами из любых других операционных систем — этот редактор является просто раем для разработчика. Существует возможность просмотра файлов формата rtf (файл из программы WordPad из операционной системы Windows), в программе RTFREAD. Так же присутствует редактор таблиц TABLE с поддержкой формул, программа для построения графиков. Ну, конечно же, есть стандартные программы такие как календарь, калькулятор и англо-русский словарь. Так же существует возможность просматривать архивы в форматах 7z, zip.

Для тех кто любит мультимедийные развлечения существует возможность просмотра графических файлов в форматах bmp, gif, jpeg, png, tga, pcx, ico, cur и 3ds, можно просылушивать музыкальный файлы в форматах mid, mp3, wav, xm и обычных аудиодисках. Редактор графики ANIMAGE позволяет создавать и редактировать рисунки.

По каким то фанатическим предрассудкам разработчиков больше всего в опирационной системе KolibriOS разрабатывалось файловых менеджеров, скорее всего комплекс оставшийся от DOS. В настоящее време наиболее часто обновляются менеджеры Eolite и KFAR (аналог FAR). Есть ещё KFM (аналог Total Commander), который больше не обновляется, однако, согласно последний заявлениям, автор освободился от остальных дел и в скором времени примяться за работу по обновлению KFM.

Огромное количество маленьких игр написано для операционной системы KolibriOS таких как: «КФара», «Косилка», всем знакомые и любимые «Тетрис», «Арканоид», «15», «Сапер», «Шашки», «Clicks» и другие, так же портированы такие известные игры, как Doom и Quake. Существует возможность запуска большинства игр с использованием эмулятора, таких как: XFCE (для Денди), DOSBox и ScummVM.

Существует несколько спицефических программ для идентификации, мониторинга состояния, тестирования компьютерного металолома (процессора, материнской платы и других устройств).

Сетевой стек пока еще в стадии глубокой доработки, но сетевые программы уже имеются.
Существует даже пару научных программ, таких как – таблица Менделеева и программа для мессбауэровской спектроскопии.

Разработчик на операционной системе KolibriOS может писать библиотеки, драйверы и программы не только на ассемблере, но и на языках высокого уровня типа С++, С, C--, FreePascal и других. Есть компрессоры исполняемых файлов, hex-редакторы и средства отладки. Для ускорения разработки, есть эмулятор KbrInWin для запуска программ KolibriOS в Windows.

Заключение

Данная операционная система является хорошим средством для разработчика, но пока еще не готова перейти на десктопные компьютеры, до этого ей необходимо сделать огромный путь, да и разработка происходит очень медленно так как писать на чистом ассемблере это не пятиминутное дело и занимает длительное время и много сил и если бы команды была по больше процесс продвигался намного быстрее.

В настоящий момент KolibriOS развивается благодаря усилиям трех десятков человек, среди которых есть представители Белоруссии, Бельгии, Германии, Казахстана, Молдавии, России, Узбекистана, Украины, Эстонии и ряда других стран, грубо говоря собрался весь советский союз. Некоторые участники данной команды разработчиков в своё время участвовали в разработке оригинальной MenuetOS.

Ну, думаю на сегодня пора закругляться с ознакомлением данной операционной системы, скачать ее вы можете с официального сайта kolibrios.org там довольно понятная инструкция как сделать загрузочную флешку, ну вообще все, что можно было сказать об этой операционной системе сегодня было сказано до новых встреч друзья.

Добавить комментарий




Cтатистика

SMS.копилка

SMS.копилка

Orphus

Система Orphus